Оценка человеком самого себя (своих способностей, качеств и т. д.) называется самооценкой. Самооценка — «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения». Основу самооценки составляет принятая человеком система ценностей. Самооценка индивида образует сложную систему. Она включает общую самооценку, которая отражает общий уровень самоуважения человека, и частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Основными показателями самооценки являются ее уровень и реалистичность. Уровень самооценки выражается в степени уверенности человека в себе и своих силах. Уровень самооценки — это субъективное ощущение человеком собственной силы и собственных возможностей как достаточных или недостаточных для достижения значимых для него целей, удовлетворения своих потребностей.
Рассмотрим факторы, от которых зависит уровень самооценки. Известный психолог У. Джеймс к таким факторам относил уровень притязаний человека и его действительный успех. Зависимость самооценки человека от уровня его успеха (объективного или субъективно так ощущаемого) и уровня его притязаний (масштаба потребностей, желаний, целей индивида) отражена в формуле:
Самооценка (самоуважение) =Успех/ Притязания
Гуманистические психологи расширили представление о самооценке человека. Под успехом они стали понимать реальные или приписываемые человеком себе способности, качества, возможности, достижения, каким, по мнению человека, он является (Я-реальное), а под притязаниями — потенциальные способности, качества, возможности, достижения человека, каким бы он хотел быть (Я-идеальное). В таком случае формула уровня самооценки будет выглядеть следующим образом:
Самооценка Я-реальное/ Я-идеальное
Данная формула показывает, что уровень самооценки зависит от степени соответствия Я-реального Я-идеальному. Чем выше степень соответствия Я-реального Я-идеальному, тем выше будет уровень самооценки. Самооценка является высокой при высокой степени соответствия Я-реального и Я-идеального; низкой — при низкой степени соответствия Я-реального и Я-идеального. Теоретически можно допустить существование и среднего уровня самооценки. Однако в реальной жизни средний уровень самооценки не встречается. Показателем действия самооценки являются эмоции человека: позитивные — при ощущении приближения к своему идеалу и негативные — при ощущении отдаленности (недостижимости) идеала. Уровень самооценки — понятие субъективное, так как уровень притязаний по отношению к себе у каждого человека свой. Например, для одного человека «быть добрым» означает всегда помогать тем, кто обращается за помощью, для другого — помогать иногда кому-то. Таким образом, оба человека будут иметь высокий уровень самооценки, если будут оценивать проявления своей доброты как соответствующие своему идеалу. Для полноценного представления о самооценке человека анализа только ее уровня недостаточно, необходимо также оценить степень ее реалистичности.
Реалистичность самооценки — это степень соответствия собственной оценки человеком себя (своих характеристик, достижений и т. п.) и действительных характеристик и достижений человека. Для определения реалистичности самооценки нужно соотнести то, как человек воспринимает себя сам («Я моими глазами») и каков он в действительности или в глазах хорошо знающих его людей, экспертов («Я глазами других»).
Реалистичность самооценки = «Я моими глазами»/ «Я глазами других»
По степени реалистичности самооценка делится на адекватную и неадекватную. Самооценка является адекватной в случае ее высокой реалистичности, то есть при высокой степени соответствия собственной оценки своей успешности и экспертной оценки успешности («объективных» показателей успешности человека). Человек с адекватной самооценкой реалистично оценивает свои возможности, качества, способности, имеет объективно достижимый идеал, в большинстве случаев его самовосприятие соответствует действительному положению дел и оценке людей, хорошо его знающих (экспертной оценке).
Самооценка является неадекватной в случае ее низкой реалистичности — низкой степени соответствия между собственной оценкой себя человеком и объективными показателями его успешности (оценками экспертов). Человек с неадекватной самооценкой оценивает свои качества, способности, возможности, достижения нереалистично — переоценивает или недооценивает их. Неадекватная самооценка может стать источником внутри личностных конфликтов и негативных переживаний человека, поскольку в качестве идеала может выбираться трудно достижимый или недостижимый образ.
Адекватная самооценка является эластичной, чувствительной к изменениям успеха и уровня притязаний. В ситуации объективного успеха она повышается, а в ситуации неудачи понижается; при снижении уровня притязаний повышается, а при увеличении понижается.
Неадекватная самооценка является неэластичной. Она либо совсем не изменяется в ситуации успеха или неудачи, либо изменяется кардинально на свою противоположность. Постоянство неадекватной самооценки поддерживается за счет механизмов психологических защит (например, человек может считать, что окружающие его недооценивают или переоценивают). Кардинальное изменение уровня самооценки происходит в том случае, если человек приобретает или теряет что-то очень важное для себя, относящееся к сверхзначимой для него ценности, с которой связана его самооценка. Падение самооценки с завышенного уровня на заниженный опасно тем, что человек может ощущать утрату смысла жизни, с вытекающими отсюда последствиями. При взлете самооценки с заниженного уровня на завышенный человек начинает доказывать себе и другим свою значительность, зазнаваться, самоутверждаться за счет других и т. п.
Виды самооценки. Сочетание двух критериев (реалистичности самооценки и ее уровня) позволяет условно выделить четыре вида самооценки:
Рассмотрим каждый вид самооценки более подробно.
Человек с высокой адекватной самооценкой высоко оценивает свои качества, способности, возможности и проявляет их в соответствующих ситуациях. Он имеет высокий реально достижимый уровень притязаний в значимых для себя сферах. Его оценка себя соответствует реальному положению дел и оценке людей, хорошо его знающих. Адекватная высокая самооценка является эластичной — она гибко изменяется вслед за изменением ситуации, а затем стремится вернуться в исходное состояние. В ситуации длительного успеха человек с адекватной самооценкой не отождествляет себя с успехом (принимает его как факт своей жизни), а повышает уровень своих притязаний (ставит более сложные цели). В результате его самооценка остается высокой, не переходя в завышенную.
В случае снижения успеха самооценка приходит в несоответствие с уровнем притязаний, человек испытывает отрицательные эмоции, что побуждает его прикладывать усилия по повышению своей успешности. В ситуации длительной неудачи адекватная самооценка мотивирует человека снизить (сделать более реалистичным) уровень своих притязаний.
Человек с низкой адекватной самооценкой считает свои качества, способности, возможности далекими от своего идеала. Поскольку основу самооценки составляют значимые для человека ценности, то расхождение в сознании человека между представлением о желаемом уровне владения ценностью и реальным уровнем владения ценностью побуждает его к развитию, повышению успешности в значимых сферах, изменению поведения. В ситуации объективной невозможности достижения желаемого результата человек снижает уровень притязаний по отношению к значимой ценности. Рассмотрим это на примере. Представьте себе такую ситуацию: для человека важной ценностью является профессия оперного певца. Он мечтает стать солистом в Большом театре, но уровень развития его вокальных данных не позволяет ему устроиться туда на работу. Тогда он снижает свой уровень притязаний и устраивается певцом в тот музыкальный театр, где к голосу предъявляются меньшие требования. Теперь его успех соответствует его уровню притязаний. То есть, низкая адекватная самооценка — временное состояние для человека. При повышении успешности человека или снижении его притязаний она трансформируется в высокую адекватную самооценку.
Человек с завышенной (неадекватно высокой) самооценкой переоценивает свои качества, способности, возможности, достижения. Она может проявляться в том, что он ставит слишком высокую планку для себя, в качестве своего идеального образа выбирает образ другого человека, не признает неудачу. При завышенной самооценке для индивида характерно искаженное восприятие действительности: субъективное ощущение совпадения Я-реального и Я-идеального при отсутствии реальных успехов; ощущение достижимости своих притязаний, не подтверждаемое объективным положением дел. Человек с завышенной самооценкой имеет очень высокий уровень притязаний в значимых для себя сферах, не меняющийся даже в случае длительного неуспеха, вместо этого он включает психологические защиты (например, обвиняет других, что они не могут оценить его по достоинству). Завышенная самооценка может формировать у индивида чувство превосходства над другими людьми.
Человек с заниженной (неадекватно низкой) самооценкой недооценивает свои качества, способности, возможности, достижения. Он считает свой идеальный образ недостижимым для себя, поэтому имеет очень низкий уровень притязаний в значимых для себя сферах, не верит в возможность собственного успеха. В ситуации объективного успеха человек с заниженной самооценкой не повышает свой уровень притязаний, продолжая ставить перед собой очень простые задачи; тем самым он упускает предоставляемые жизнью возможности для саморазвития и самореализации. Заниженная самооценка может способствовать развитию у индивида комплекса неполноценности — ощущения собственной ущербности и веры в превосходство окружающих над собой.
Успех, это то, что интересует всегда всех участников наших корпоративных тренингов. Данная тема широко рассматривается в тренингах по мотивации персонала, при оценки и адаптации новых сотрудников.