НАЗВАНИЕ МЕТОДА |
ОПИСАНИЕ МЕТОДА |
ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
АНКЕТИРОВАНИЕ |
Метод сбора данных о сотрудниках, состоящий из ряда вопросов, направленных на выявление их профессиональных и личностных особенностей. Данный метод является подвидом метода беседы. |
Информацию об объекте оценки получают путем анкетирования самого сотрудника, его коллег, подчиненных, вышестоящих руководителей, клиентов и даже инверсторов и партнеров. Одним из вариантов оценки руководителей является «Метод 360» (разновидности 270, 540, 720); оценка линейного персонала — «Метод 180» градусов. |
ИНТЕРВЬЮ |
Это подвид метода беседы, который предполагает непосредственное взаимодействие между людьми посредством задавания вопросов и ответов на них. |
Разновидностью метода является структурированное и неструктурированное интервью как руководителей, так и линейных сотрудников. Оценочное интервью – интервью, которое проводит руководитель со своим подчиненным. Цель интервью – это обсуждение результативности и уровня развития компетенций подчиненного, полученных в ходе его оценки другими методами; составление плана развития его компетенций на будущее. Полиграф – это разновидность интервью, которое проводится при использовании профессионального оборудования (полиграфа). В рамках данной процедуры можно достаточно точно определить достоверность ответов респондентов. |
НАБЛЮДЕНИЕ |
Метод целенаправленного восприятия поведения сотрудников и регистрации их поведения на службе и вне работы. |
Метод наблюдения чаще всего при оценки персонала используют в форме «Оценки в ходе деятельности». Например, «Наблюдение за сотрудником в ходе выполнения им профессиональной деятельности», «Прослушивание записи телефонных звонков», «Просмотр видеозаписей деятельности сотрудника». |
ЭКСПЕРИМЕНТ |
Метод изучения поведения сотрудников при выполнении своих функций на рабочем месте в управляемых экспертом условиях. |
Чаще всего для оценки персонала используются такие виды как «Тайный покупатель», «Тайный клиент», «Тайный гость» — ситуация активного вмешательства в деятельность сотрудников со стороны эксперта или его помощников. |
ТЕСТИРОВАНИЕ |
Метод, который позволяет при помощи выполнении сотрудником ряда специальных заданий определить уровень его знаний, умений, навыков и способностей. |
Варианты тестов – тесты способностей, профессиональные тесты, личностные тесты |
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Количественно-качественный метод изучения продуктов профессиональной деятельности сотрудников. |
Одной из форм анализа документации является контент-анализ. Варианты использования данного метода — «Анализ записей телефонных звонков», «Анализ видеозаписи поведения сотрудников». |
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ |
Этот метод предполагает активное взаимодействие между участниками и включение их в общий процесс |
Ведущим активным методом является тренинг – это метод, направленный на формирование знаний, умений и навыков в процессе взаимодействия участников. В ходе тренинга могут быть использованы методы дискуссии, деловые и ролевые игры, решение кейсов и т.д. В качестве ведущего метода, который включает в себя активные методы оценки персонала является Ассессмент-центр. |