Наставничество — это процесс, при котором более опытный и знающий человек (наставник) предоставляет руководство, поддержку и ресурсы для развития и успеха менее опытного человека (наставляемого).
Виды наставничества:
1) Профессиональное наставничество (помощь в освоении профессии, развитие карьеры, адаптация в новом коллективе или компании).
2) Академическое наставничество (поддержка студентов или молодых исследователей, помощь в выборе направления обучения, научной деятельности).
3) Личностное наставничество (работа над целями, самооценкой, уверенностью в себе, поиск жизненного пути, развитие soft skills).
4) Психологическое наставничество
Цели наставничества
- Передача знаний и опыта и повышение мотивации и вовлечённости.
- Формирование лидерских качеств и ускоренная адаптация в новых условиях.
- Развитие навыков принятия решений и создание культуры развития в организации.
Качества хорошего наставника
- Эмпатия и умение слушать.
- Опыт и компетентность в своей области.
- Открытость и готовность делиться знаниями.
- Терпение и способность видеть потенциал в другом.
- Честность и конструктивная обратная связь.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Цель: обучение инструментам наставничества, необходимым для эффективной передачи профессиональных навыков и компетенций
Целевая аудитория: специалисты, занимающиеся обучением на рабочем месте
Результаты участников:
- Изучат основные закономерности обучения взрослых и научатся применять на практике
- Научатся самостоятельно разрабатывать план работы наставника и ставить учебные задачи для конкретной ситуации
- Изучат способы управления адаптацией стажеров
- Научатся измерять уровень лояльности (свой и стажера) и отрабатывать нелояльные высказывания
- Освоят технику Tell-Show-Do и отработают её в кейсовых заданиях
- Овладеют навыками подачи, поддерживающей и корректирующей обратной связи
- Определят зоны своего ближайшего развития
По результатам обучения участникам будут выданы материалы по пройденному курсу, которые помогут внедрить и использовать систему наставничества на рабочем участке
Форма и методы проведения обучения:
- практические упражнения
- ролевые игры
- ситуационные задачи
- групповые дискуссии
- работа в мини-группах
- коррекционная работа
Продолжительность: 16 академических часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. Наставничество. Основные понятия
- Понятие «наставник», «наставничество».
- Наставничество как технологический процесс. Цели и области применения наставничества.
- Ценность и значимость наставничества.
Блок 2. Цикл наставничества
- Этапы наставничества.
- Цикл наставничества. Цели и образ результата на каждом этапе.
- План-график наставничества. Правила составления.
Блок 3. Мотивация
- Самомотивация на наставничество.
- Внутренние и внешние барьеры, риски.
- Мотивация стажеров, особенности обучения взрослых.
Блок 4. Лидерство
- Лидерская позиция наставника.
- Стили лидерства и их применение.
- Ситуационное руководство.
Блок 5. Методология обучения в наставничестве
- Цикл Д.Колба.
- Законы и ловушки обучения.
- Техника Tell-Show-Do.
- Техника SMART в обучении.
- Грамотный инструктаж и принцип наглядности.
Блок 6. Умение взаимодействовать
- Вступление в контакт.
- Адаптация новых сотрудников
- Индикаторы сотрудника, не прошедшего адаптацию.
- Цели адаптации и действия наставника.
- Уровни лояльности наставника.
- Отработка нелояльных высказываний.
Блок 7. Контроль и обратная связь в процессе наставничества
- Разные виды контроля и их применение.
- Структура и принципы обратной связи.
- Корректирующая обратная связь.
- Поддерживающая обратная связь.