Программа "ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ" была разработана для руководителей предприятий среднего звена. Мы учли все особенности управления в производственном цикле, разработали упражнения и задания, в которых мастера смен и начальники производств смогут смоделировать рабочую ситуацию и приобрести для себя знания, которые легко использовать на своем рабочем месте.
В основу программы положены принципы модульности. После прохождения каждого модуля руководители получают домашнее задание, которое они выполняют на своем рабочем месте. В процессе выполнения, участники получают консультационную помощь, направление и поддержку от своего бизнес-тренера и при необходимости от методического отдела компании. Программа носит междисциплинарный характер и позволяет обучать участников в соответствии с действующей нормативной базой с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы.
Программа "ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ" включает в себя 6 модулей по ключевым управленческим компетенциям:
Форма обучения: очная, online, дистантанционная.
Методы проведения обучения:
Категория участников: лица, осуществляющие профессиональное выполнение функций руководителя:
Виды занятий: практические занятия 80% и лекции 20%
Срок обучения: 48 академических часов, обучение рассчитано на 6 дней.
Организационно-педагогические условия: обучение данной программы проводится преподавателями, имеющими высшее специализированное образование (педагогическое и психологическое, экономическое), с практическим опытом обучения производственного персонала по теме «Эффективный руководитель» не менее 10 лет.
Форма итогового контроля знаний: участники обучения после каждого модуля заполняют анкету с целью контроля усвоения пройденного материала и получают домашнее задание, которое необходимо выполнить на своем рабочем месте.
Цель курса:
Результаты участников:
МОДУЛЬ 1. «ПЛАНИРОВАНИЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ» (8 ак. часов)
Блок 1. Анализ и целеполагание.
1. Цикл управления. Основные функции руководителя. Этап «Анализ».
2. Система сбалансированных показателей (BSC).Стратегические карты. Проверка на сбалансированность целей и показателей;
3. Понятие приоритетности. Критерии определения приоритетности задач. Технологии расстановки приоритетов в задачах: ABC-анализ.
4. Приоритезация задач. Матрица Эйзенхауэра. Дерево задач.
5. Отличие мечты, желания, цели и задачи.
6. Целеполагание. Технология постановки задач «SMART». Важность постановки целей и влияние планирования на повышение эффективности работы.
Блок 2. Подходы к планированию времени.
1.Виды планирования: стратегическое-тактическое-оперативное.
2.Подходы к планированию времени: «Хронос» и «Кайрос». Жесткое и гибкое планирование. Принцип планирования 60/40, выделение времени на непредвиденные задачи и творческую активность и Метод Правило Парето.
3. Планирование рабочего дня методом «Альпы».
4. Правила работы в режиме многозадачности. Минимизация потерь времени при переключении с одной задачи на другую. Правила эффективного переключения.
5. Техники по преодолению внутренних барьеров перед «неприятными» задачами: «задачи-лягушки», «сырные задачи», «задачи-слоны».
6. Инструменты организации времени. Обзор основных инструментов организации времени.
Разбор кейсов от участников.
Домашнее задание по пройденному материалу.
МОДУЛЬ 2. «ОРГАНИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ» (8 ак. часов)
Блок 1. Организация в управлении.
1.Понятие организации труда, функциональная роль руководителя
2.Определение структуры отдела/цеха/бригады
3.Подсчет численности персонала с учетом загрузки, недозагрузки, сезонности
4.Опредение ключевых показателей эффективности подчиненных (KPI, уровни квалификации)
5.Распределение задач, функционал специалистов
6.Типы сотрудников и методы управления ими. Ситуационное управление (по Херси и Бланшару)
7.Техники постановки задач (SMART, 5W)
8.Методы постановки ТЗ (модель Т.О.Т.Е)
9.Отличие постановки задач от делегирования. Техники делегирования (метод «СОПКИ»)
10.Инструменты повышения производительности труда
Блок 2. Организация работы подчиненных.
1. Замкнутый управленческий цикл в работе с сотрудниками.
2. Управление загрузкой персонала.
3. Постановка задач подчиненным.
4. Отличие целей и задач.
5. Взаимосвязь задач с целями и общей стратегией организации.
6. Анализ показателей эффективности работы (KPI, OKR, Action plan).
Разбор кейсов от участников.
Домашнее задание по пройденному материалу.
МОДУЛЬ 3. «МОТИВАЦИЯ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ» (8 ак. часов)
Блок 1. Мотивация персонала.
1. Понятие "Мотивация", виды: положительная мотивация, отрицательная мотивация, демотивация. Преимущества и риски. Различные подходы к мотивации сотрудников.
2. Пирамида Маслоу, как иструмент мотивации сотрудников.
3. Теория Герцберга. Материальная и нематериальная мотивация.
4. Типология сотрудников по Герчикову.
5. Типология личности: направленность на себя, на других, на дело.
6. Роль руководителя и его основные задачи при воздействии на мотивацию сотрудников.
7. Матрица «Хочу/Могу». Тактика работы с подчиненными с разным уровнем опыта и мотивации.
8. Методы нематериальной мотивации сотрудников.Оценка рисков увольнения сотрудников с различным типом мотивации.
9. Техники удержания сотрудников на своем рабочем месте.
Блок 2. Самомотивация.
1. Самомотивация. Психодиаграмма собственной мотивации.
2. Внешние и внутренние ресурсы для увеличения уровня управленческой энергии
3. Техника "Молодец", "бусы".
Блок 3. Делегирование.
1. Понятие «делегирование». Делегирование задач, ответственности, полномочий.
2. Отличие функциональной задачи от делегированной. Смысл применения делегирования: выигрыш руководителя, подчиненного, компании.
3. Определение готовности к делегированию: шесть вопросов по делегированию. Какие задачи можно и нельзя делегировать.
4. Алгоритм делегирования задач. Значение мотивации исполнителя при делегировании
Разбор кейсов от участников.
Домашнее задание по пройденному материалу.
МОДУЛЬ 4. «КОНТРОЛЬ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ» (8 ак. часов)
Блок 1. Функция контроля.
1.Контроль. Значение контроля. Виды контроля. Частичный (выборочный, локальный, «точечный») и полный (общий, глобальный).
2.Опережающий (предварительный) контроль. Контроль материальных ресурсов. Контроль человеческих ресурсов. Контроль информационных ресурсов. Контроль финансовых ресурсов. Текущий контроль. Заключительный контроль.
3. Обязательные условия контроля. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции
4. Структура организации процесса контроля.
5. Контроль исполнения. Ошибки в контроле.
6. Уровень контроля. Уровень контроля в зависимости от типа подчиненного (новичок \ специалист\ профи).
Блок 2. Поиск корневых причин и принятие решений.
1. Понятие «проблема». Виды и типы проблем, их классификации.
2. Методы и методики диагностики проблемных зон. Определение проблемных точек в организации. Диагностика проблемных зон в собственной работе. Диагностика проблемных участков в работе сотрудников.
3. Содержательный анализ проблем и поиск необходимых ресурсов для её решения (SWOT-анализ, техника 5 почему, метод Графов, "Рыбий скелет").
4. Поиск решения проблем. Поиски решений в ситуации ограниченного времени, ограниченных ресурсов, ограниченной информации, противоречивых целей.
5. Проблемы сотрудников: неэффективное распределение рабочего времени, снижение мотивации, эмоциональное выгорание (автоматизированные действия, монотонность работы и т.п.), влияние личных нерешенных проблем на производительность труда, межличностные конфликты (горизонтальные, вертикальные).
6. Методы трансформации проблемы в задачу.
7. Семь шагов принятия решений: настройка, цели, критерий успеха, планирование информация, действия, анализ действий для их улучшения.
8. Виды решений. Решения уверенности, решении риски и решения неуверенности. Единоличные и коллегиальные решения. Бинарные и многовариантные решения (Л. Планкетт и Г. Хейл).
9. Ключевые навыки руководителя, необходимые при принятии решения
10. Внутренняя и внешняя стратегии при принятии решений руководителя.
Блок 3. Обратная связь.
1.Понятие обратной связи. Ее значимость в работе руководителя.
2.Способы реагирования при достижении и отсутствии результата.
3. Работа с трудными сотрудниками.
4. Правила выдачи обратной связи при систематическом невыполнении задачи.
5. Обратная связь, как инструмент мотивации сотрудников.
6. Обратная связь, как инструмент поиска решений развития компании.
Разбор кейсов от участников.
Домашнее задание по пройденному материалу.
МОДУЛЬ 5. «ЛИДЕРСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ» (8 ак. часов)
Блок 1. Лидер и активная позиция
1. Функции и задачи лидера. Отличие руководителя и лидера.
2. Стратегии влияния.
3. Понятие «лидерство», отличительные признаки лидерства. Личностные качества лидера, ступени лидерства.
4. Формальные и неформальные лидеры.
5. Активная позиция. Понятие локус-контроль. Активное вмешательство. Управление собой, управление группой, управление процессами.
Блок 2. Ситуационное руководство
1. Диагностика собственного стиля лидерства.
2. Понятие ситуационного руководства.
3. Виды стилей управления. Стили лидерства.
4. Подбор стиля под задачу, сотрудника. Как не допустить текучести кадров и сделать эффективную команду.
Блок 3. Лидерство и формирования команды
1. Влияние лидера на команду. «Стая копирует вожака» .
2. Этапы создания команды
3. Особенности «разогрева» группы. Коррекция ожидания сотрудников от предстоящей групповой работы.
4. Создание и поддержание правил групповой работы.
Блок 4. Осознание значимости командной работы
1. Определение команды. Критерии эффективной работы команды. Уровни развития команды.
2. Классификация команд. Мета-команда.
3. Роли в командной работе. Вклад каждого в эффективность работы команды.
4. Принцип синергии. Синдром Аполло. Ошибки в командной работе.
Блок 5. Формирование доверительных отношений в группе и вера в себя
1. Техники раскрытия личностных особенностей членов команды.
2. Формирование чувства доверия в команде.
3. Формирование чувства безопасности и доверия при работе в команде.
4. Поддержка успехов других и признание своих успехов в командной работе.
Блок 6. Техники работы команды на общий результат
1. Техники выработки общей стратегии работы в команде. От конфронтации к сотрудничеству.
2. Сплочение. Уровни сплочения.
3. Общий результат. Умение работать на общий результат.
Разбор кейсов от участников.
Домашнее задание по пройденному материалу.
МОДУЛЬ 6. «ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ» (8 ак. часов)
Блок 1. Эффективная коммуникация.
1. Понятие «коммуникация». Эффективная и неэффективная коммуникация.
2. Компоненты эффективной коммуникации.
3. Схема коммуникации - схема передачи информации.
4. Личность говорящего (апперцепция, установки).
5. Цель коммуникации. Умение достигать коммуникационной цели. Обозначение цели коммуникации.
6. Правила правильной переработки текста и сообщения. Схема потери информации. Количество пунктов для запоминания. Обратная связь. Завершение контакта.
Блок 2. Деловое общение с коллегами и трудности в коммуникации
1. Деловое общение. Кодекс делового общения.
2. Стороны делового общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная. 3. Метасообщения.
4. Умение слушать и слышать. Техники слушания. Навык задавания вопросов. Умение давать распоряжения.
5. Речевые конструкции и ошибки в коммуникации.
6. Виды высказываний. Понимающие и агрессивные высказывания. Нейтрализация агрессивных высказываний собеседника.
7. Правила конструктивных высказываний.
Блок 3. Конфликты в организации.
1. Психология конфликта. Виды и типы конфликтов.
2. Конфликтная ситуация и в чём её отличие от других видов коммуникации (возражение, манипуляция, конфликт, эффективные переговоры).
3. Составляющие конфликта: объект, субъекты конфликта, конфликтная среда и её влияние.
Блок 4. Стадии и способы управления конфликтами.
1. Стадии развития конфликта. Доконфликтная стадия. Инцидент. Эскалация. Кульминация. Деэскалация. Завершение конфликта. Постконфликтная ситуация.
2. Транзактный анализ как способ решения конфликтных ситуаций. Эго-состояния: родитель, взрослый и ребенок. Ролевые игры. Дополнительные и пересекающие транзакции.
3. Техники поведения в конфликте в качестве стратегии и в качестве частного случая (Стратегия избегания, уступки, конкуренция, компромисса).
4. Карта конфликта, как способ решения конфликтной ситуации. Разложить конфликт на молекулы.
5. Эмоции в конфликте. Почему говорить бесполезно и что делать, когда на тебя орут. Как не дать себя втянуть в эмоции.
Разбор кейсов от участников.
Домашнее задание по пройденному материалу.