Цель: развить компетентность участников в ненасильственном общении.
Результаты участников:
Форма и методы проведения обучения:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1. ЗНАКОМСТВО И НАСТРОЙ УЧАСТНИКОВ НА РАБОТУ.
Упражнение «Ожидания»
Цель: определение ожиданий участников
Разминочное упражнение «Приветствие»
Цель: формирование умения работать в команде, снятие напряжения участников.
БЛОК 2. НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ (ННО)
1.Виды общения: насильственное и ненасильственное общение. Виды отчуждающего общения: морализаторство, сравнение, отрицание ответственности, требования.
Упражнение «Автоматическая реакция»
Цель: осознать какие фразы автоматически возникают, если высказанное мнение не совпадает с нашим или даже содержит элемент агрессии и провокации.
Упражнение «Почувствуй разницу»
Цель: ощутить на себе влияние формы общения – насильственного и ненасильственного.
Упражнение «Язык волка и язык жирафа»
Цель: научиться отличать насильственное и ненасильственное общение.
2. Основные компоненты ненасильственного общения (ННО). Первый компонент ННО. Отделение наблюдения от оценивания. Наблюдение без оценок.
Упражнение «Я вижу, я оцениваю»
Цель: научиться видеть в высказываниях оценочный компонент и овладеют приемами безоценочного описания наблюдаемого поведения собеседника.
3. Второй компонент ННО. Высказывание того, что мы чувствуем. Выражение чувств подменяется выражением мыслей. Влияние невысказанных чувств. Осознание чувств. Алекситимия. Словарь эмоций и чувств.
Упражнение «Дифференцировка»
Цель: научиться определять насколько точно человек выражает свои чувства или выражает свои мысли.
Упражнение «Словарь чувств»
Цель: расширить словарный запас описания собственных эмоций и чувств.
Упражнение «Чувства – не-чувства»
Цель: научиться вербально выражать свои чувства и избегать вместо этого выражать свои мысли.
4. Третий компонент ННО. признании потребностей, которые скрываются
за нашими чувствами. Принятие ответственности за свои чувства. Четыре варианта реакции на негативные высказывания. Речевые обороты, скрывающие ответственность за собственные чувства. Навешивание чувства вины. Осознание и выражение своих потребностей, желаний, ожидания, надежд или ценностей, которые не были удовлетворены. Основные потребности человека. Три стадии до обретения свободы.
Упражнение «Ошибка»
Цель: научиться находить в речевых оборотах слова и словосочетания, которые скрывают ответственность за собственные чувства.
Упражнение ««Я чувствую… потому что мне нужно…»»
Цель: научиться выражать свои неудовлетворенные потребности.
5. Четвертый компонент ННО. Формулирование просьбы. Отличие просьбы от требования. Виды просьб. Расплывчатые или утвердительные высказывания. Определение цели просьбы. Запрос обратной связи о понимании просьбы.
Упражнение «Ясность»
Цель: научиться формулировать и определять четки просьбы и отделять их от неясных просьб и требований.
6. Схема ННО. Принцип «Двигайся в своём темпе».
Упражнение «Ситуации»
Цель: отработать на практике алгоритм ННО на реальных ситуациях участников.
7. Подведение итогов и обратная связь от участников.