«Я-концепция»
Я-концепция — структурированная система представлений человека о самом себе; совокупность установок, проявляющихся в готовности действовать определенным образом по отношению к себе
Структура Я-концепции. Рассмотрим Я-концепцию как социальную установку,
состоящую из трех компонентов.
Структура Я-концепции
Первый компонент Я-концепции (когнитивный) включает в себя представления и знания человека о себе.
Второй, эмоциональный компонент — эмоции и чувства по отношению к самому себе.
Третий, поведенческий компонент — поведение, ожидаемое от себя по отношению к себе и другим, и поведение, ожидаемое от других по отношению к себе.
Я-концепция является целостным образованием. Ее компоненты неразрывно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Содержательный анализ установок по отношению к себе позволяет выделить в Я-концепции четыре основных элемента:
ценности, субъективное управление, самооценку и самоценность.
Далее мы последовательно познакомимся с каждым элементом Я-концепции. Начнем с изучения ценностной сферы. Осознание нами своих ведущих ценностей очень важно, поскольку позволяет понять, что для нас наиболее значимо, на что следует в первую очередь расходовать свои силы и ресурсы, какой выбор следует сделать в ситуации конфликта ценностей; помогает понять, почему на какие-то проблемные ситуации мы реагируем спокойно, а на какие-то — нет. В тренингах по мотивации и самомотивации мы предлагаем выполнить практическое упражнения для отработки навыка и лучшего понимания себя.
Упражнение «Мои ценности»
1. Прочитайте список ценностей в таблице, выберите те, которые наиболее значимы
для вас, и поставьте рядом с ними галочки в столбце «Мои ценности». Добавьте,
если сочтете нужным, отсутствующие в таблице, но значимые для вас ценности.
2. Выберите пять самых важных ценностей и постройте их рейтинг с точки зрения
значимости для вас. В столбце «Ранг» в таблицы первую по важности ценность
обозначьте цифрой 1, последнюю — цифрой 5.
Список ценностей | Мои ценности | Ранг ценности |
---|---|---|
Здоровье | ||
Материальное благополучие | ||
Красивая внешность | ||
Физическая сила (выносливость) | ||
Новые впечатления (новые ощущения) | ||
Профессионализм | ||
Семья | ||
Карьера | ||
Власть | ||
Социальное положение (статус) | ||
Общественное признание (слава) | ||
Дружба | ||
Отношения с любимым человеком | ||
Взаимопонимание | ||
Интеллект | ||
Саморазвитие | ||
Сила воли | ||
Активная жизненная позиция | ||
Целеустремленность | ||
Справедливость | ||
Религиозность | ||
Нравственность | ||
Честность | ||
Верность | ||
Доброта | ||
Любовь | ||
Свобода | ||
Мудрость | ||
Терпение | ||
Практичность | ||
Бог (душа) |
3. Дайте определение двум самым значимым для вас ценностям (то есть тем, которые имеют ранги 1 и 2). 1) 2)
4. Вспомните и запишите ситуацию из вашей жизни, в которой две наиболее значимые для вас ценности находились в конфликте. Осознайте, в пользу какой ценности вы сделали выбор. Комментарий к упражнению. Приходилось ли вам стоять перед выбором: больным пойти на важное мероприятие или остаться дома? Какой выбор вы сделали? Если вы
остались дома, то здоровье для вас является более значимой ценностью, чем профессиональная (учебная) деятельность. Если больным пошли на работу (учебу), то деятельность для вас более важна, чем здоровье.